Скандал с передачей в аренду государственного порта «Черноморск» китайскому контейнерному оператору Hutchison Ports перерос в новую плоскость. По данным Фонда госимущества Украины, Мининфраструктуры планирует подписать договор не с материнской компанией, а с фирмой Hutchison Ports Development Limited, которая зарегистрирована в оффшоре — на Британских Виргинских островах, о чем свидетельствует выписка из реестра БВО. По мнению бывшего заместителя Национального банка Украины Ярослава Солтиса, в случае передачи порта по такой схеме, государство потеряет контроль над предприятием.

«Контроля не будет вообще! Все, что за рубежом, мы его не контролируем. И никаких доходов в бюджет. Если государственный служащий что-то делает через оффшор, то значит он, будучи государственным служащим, обманывает украинский народ, обманывает украинский бюджет, украинский Минфин и украинское правительство. Если это правительство делает — то оно обманывает само себя», — пояснил Солтис.

Эксперт отметил, что в случае подписания договора с оффшорной структурой, даже юридически оговоренные гарантии ничего не будут стоить, не смотря на то, что речь идет о дочерней структуре глобального оператора.

«Что может гарантировать оффшор? Он никто и звать его никак. На то он и оффшор, чтобы ни за что не отвечать. Гарантии может давать крупная компания — Сименс, Мерседес, Вольво и пр. Дочерняя структура — это отдельное юрлицо, которое специально создано для того, чтобы оптимизировать расходы. Что такое оптимизировать? Не платить налоги», — подчеркнул Солтис.

По мнению председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака, от оффшорной компании не следует ожидать не только инвестиционных вливаний, но и выполнения социальных обязательств, которые сегодня являются ядром конфликта между портовиками «Черноморска» и Мининфраструктуры.

«Конечно же оффшорная компания не будет нести никакой социальной ответственности. Потому что оффшорные компании сегодня есть, а завтра их закрыли. Поэтому это — высокий риск, в том числе для работников. Это очередное негативное черное пятно на имидже Украины как государства. Почему это делается через оффшор?  Не исключено, что это компания какого-то украинского чиновника или политика», — сказал Новак.

Эксперт не видит причин, почему бы Украине не подписать договор напрямую с материнской компанией и не прибегать к оффшорным схемам. Если же договор все-таки будет подписан с компанией, зарегистрированной на БВО, это будет означать, что в Украине появится очередная схема по выводу капитала из страны.

«Оффшорные компании для того и создаются в зонах с льготным налоговым режимом — чтобы выводить капитал. Это единственная цель их существования, как таковых. Поэтому, если используется схема через оффшорную компанию, понятно, что это для минимизации налогообложения в Украине и для вывода капитала», — уверен Новак.

При этом эксперт отметил, что на сегодняшний день практически не существует механизмов противодействия подобным схемам, кроме максимальной публичности. 

«Единственное, чего наши чиновники и политики боятся, так это телекамер и телеэфиров. То есть широкого освещения этой темы, этого скандала”, — резюмировал Новак.

Напомним, Одесское отделение ФГИУ подтвердило, что на аренду причалов №1-6 государственного порта «Черноморск» претендует компания Hutchison Ports Development Limited, зарегистрирована под номером 1004587 в реестре Британских Виргинских островов. Не смотря на то, что заявку на участие в тендере подала оффшорная компания, а также вопреки активному протесту трудового коллектива порта, ФГИУ и Мининфраструктуры готовят проведение конкурса в ближайшие недели.

Hutchinson Ports введет в порт Черноморска свою оффшорную структуру

Hutchinson Ports введет в порт Черноморска свою оффшорную структуру

Hutchinson Ports введет в порт Черноморска свою оффшорную структуру

Hutchinson Ports введет в порт Черноморска свою оффшорную структуру