Украинский бюджет ежегодно теряет около 150 млрд грн. или почти 10% ВВП от коррупционного механизма государственных закупок.

В такую ​​цифру Министерство юстиции оценивало ежегодные потери госбюджета до принятия Закона «О публичных закупках». Тогда власть с усиленным энтузиазмом заговорила о реформировании старого механизма и создании новой платформы для электронных торгов.

Министерство экономического развития и торговли в лице первого заместителя министра Максима Нефедова эти потери оценило несколько меньше — около 50 млрд. грн. По его мнению, это потери как от прямой коррупции, так и от плохой организации процесса.

С 2016 года Украина живет по новому тендерному законодательству. Но уменьшились ли потери от коррупции в закупках?

За прошедший год произошло 869 тыс. тендеров, в которых приняло участие 128 тыс. участников и было подписано соглашений на сумму 500 млрд грн. Можно только представить сколько миллиардов из этой суммы ушло в карманы коррупционеров.

Первый вице-премьер-министр и по совместительству министр экономического развития и торговли Степан Кубив возглавляет экономический блок правительства и отвечает за макроэкономическую стабилизацию, экономические реформы и регулирование публичных закупок. По крайней мере, так должно быть в соответствии с описанием на его странице веб-портала Минэкономики.

Чем реально занимается Министерство и сам господин Кубив в течение 2,5 лет на должности?

Найти глобальную роль Минэкономики, которая оправдывала бы содержание около тысячи рабочих с годовым бюджетом 2,7 млрд гривен достаточно сложно. Сложно и отметить реализованные им яркие реформы. А вот констатировать выстраивание коррупционных схем по всей стране с легкой руки господина министра — можно.

Налаживая прозрачность в публичных закупках в рамках борьбы с коррупцией, Кубив погрузился в нее с головой.

Закупки в Украине регулируются законом «О публичных закупках», который распространяется на тендеры от 200 000 гривен по закупке товаров или услуг и от 1,5 миллиона гривен по выполнению работ.

Именно поэтому часто случаются закупки именно с допороговой ценой близкой к 200 000 гривен. Все, что меньше 200 000 грн. за государственные средства чиновники могут закупать самостоятельно. Поэтому многие из «интересных» закупок так и не стали тендерами, потому что «немного» не дотянули до допороговой стоимости.

По странному стечению обстоятельств именно Министерство экономического развития и торговли, которое должно следить за законностью проведения тендеров, проводит закупки в собственной структуре в обход тендера.

То есть, регулятор, который должен следить за порядком, сам делает грубые нарушения и игнорирует законодательство.

Это тот неудобный момент, когда борьба с коррупцией сама по себе коррупционна.

коррупция

Проанализировав годовой план МЭРТ, можно обнаружить «интересные» закупки, которые так и не стали тендерами, и были проведены без соответствующих процедур. Особую пикантность придает то, что именно Министерство экономического развития и торговли и является тем органом, который регулирует и реализует государственную политику в сфере закупок, однако сам не придерживается собственных законов и разъяснений в своих действиях.

Несколько фактов.

На символично допороговую сумму 195 000 грн. приспешники г-на Кубива продлили действие лицензии на программное обеспечение (в системе Prozorro ДК 021:2015 48220000-6 — «Пакеты программного обеспечения для сетей Интернет и Интранет», закупка была завершена в марте 2018). В дополнение к этому министерство решило обеспечить свои веб-ресурсы контролем защищенности информации стоимостью 30 000 грн. уже в августе этого года.

То есть, суммарная стоимость закупки составила 225 000 грн., что превышает законодательством лимит допороговых закупок, а следовательно министерство не имело права осуществлять вторую закупку без проведения предусмотренной законом процедуры.

Немалые и канцелярские аппетиты у служащих ведомства Кубива.

За средства налогоплательщиков министерство приобрело себе офисных принадлежностей на кругленькую сумму в размере 736 200 грн. По коду 30190000-7 значится 2 процедуры открытых торгов стоимостью 473 400 грн. за канцелярские товары и бумагу и 262 800 грн. за канцелярские товары и шредер.

Этим нескромным перечнем министерство решило не ограничиваться, и почему-то уже после окончания торгов в годовом плане было размещено еще одну процедуру закупок под этим же кодом — пломбиратор. И как и в предыдущем случае — игнорируя законодательство.

Гройсман

Не жалеет бюджетных средств Минэкономики и на ремонты.

В годовом плане МЭРТ указано 2 внетендерные закупки для админздания по адресу г.Киев, ул. Антоновича, 174 (*вероятно, речь идет о Государственной акционерной компании «Украинские полиметаллы», что находится по этому адресу).

Капремонт кровли дома стоимостью 1 462 500 грн и технадзор с проведением капремонта кровли с 37 500 грн в сумме дает 1 500 000 грн. И вновь Минэкономики проигнорировало законодательство, согласно которому должно провести процедуры публичных закупок.

На создание удобств для своих чиновников, а заодно — инструмента коррупционной кормушки, господин Кубив выделил 1 498 000 грн. на капремонт Минэкономики (административное здание (здание правительства) по адресу г.Киев, ул. Грушевского, 12/2) и 38 500 грн на технадзор с проведением капремонта, что в сумме составляет 1 536 500 грн. Министерство в который раз действовало в обход тендерных процедур.

Так выглядят госзакупки по-мелочам в понимании господина Кубива и его министерства.

Надо понимать, что пока у власти будут «вчерашние» управленцы, как Кубив со своими прихвостнями, изменить привычную парадигму не получится, и рассчитывать на тендерную прозрачность не стоит.

Ведь пока реформаторских и управленческих навыков хватает только на выстаивание коррупционных кормушек, а не на улучшение экономической ситуации в стране. А именно это должно быть основой деятельности МЭРТ.

Сергей Лобака, независимый журналист

Источник: Politeka.net