Запускать в Украину очередного контейнерного оператора для того, чтобы построить очередной контейнерный терминал нет смысла, — считает директор Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины Алексей Котлубай. По его словам, в Украине нет перспектив для увеличения объемов контейнерных перевозок, а такие операторы, как Hutchison Ports должны приходить со своим грузопотоком. Однако в данном случае этого не произойдет, поскольку контейнерные грузы обходят Украину, в частности по причине запутанной системы оформления на границе.

«Контейнерный оператор захочет убрать нашего экономического уполномоченного оператора, поставить иностранного. Об этом давно говорит Всемирная таможенная организация — надо запретить украинским таможенникам оформлять импорт через украинского таможенного оператора. Это должен быть тот оператор, который отправляет груз из-за границы. Этот груз должен проходить по зеленому коридору и тогда не будет прямого контакта и нельзя будет стяжать деньги с грузовладельцев. Это общемировая практика. У нас же всеми силами пытаются этому противодействовать», — подчеркнул Котлубай.

Эксперт также раскритиковал условия Мининфраструктуры, которые ведомство выставило Hutchison Ports. В частности, требование вложить 5 млн долларов инвестиций на протяжении 5 лет в развитие порта «Черноморск». По мнению Котлубая, в портовой сфере — это ничтожные суммы.

«Когда мы продавали Черноморский судостроительный завод, тогда был договор, что голландцы инвестируют 20 млн долл. в развитие завода. Но ни копейки никто не инвестировал. Но и не в этом дело. Что такое 20 млн долл. в такой завод или в порт? Это ничто! Пароход, который строится на заводе, стоит 60 млн долл. То же и в порту. Подходные каналы, акватория – это все огромные суммы. Те 5 млн долл. — это копейки», — резюмировал эксперт.

Президент Центра рыночных реформ Украины Владимир Лановой считает подобные требования МИУ к иностранному арендатору неуважением к Украине.

«Капиталисты всегда хотят отхватить все и подешевле. А мы должны отстаивать свои интересы. Поэтому нельзя соглашаться на такие мелкие предложения. 5 млн долл. — это небольшое помещение с оборудованием, где что-то делают, клепают, шьют. Это несерьезно. Нас покупают по дешевке, считают, что мы аборигены и не знаем себе цены, не знаем ценностей мировых рынков, не знаем, сколько аналогичные объекты стоят в мире. Мы же не аборигены. Все же надо себя уважать», — заявил Лановой.

Напомним, Hutchison Ports подала в ФГИУ заявки на аренду имущества ГП МТП «Черноморск» в тылу причалов №1-6 и на аренду самих причалов №1-6. Отделение ФГИУ в Одессе готовит проведение тендера. Однако, по данным Фонда, конкурса может и не быть, если никто более, кроме Hutchison Ports, не изъявит желания в нем участвовать. В таком случае единственный заявитель автоматически получит право на аренду портовых мощностей.