Не упустить шанс на здоровое будущее Украины

Мы очень много говорим об ответственности. В социальных сетях, на страницах газет и с экранов телевизоров псевдоэксперты без устали рассуждают об ухудшении экологической ситуации и просто забалтывают этот вопрос, что, несомненно, на руку некоторым чиновникам "от экологии".

К сожалению, цели устойчивого развития до сих пор не сложились в систему взаимосогласованных управленческих мер, ориентированных на достижение оптимального баланса между тремя составляющими развития —  экономической, социальной и экологической.

В течение многих лет в Украине доминировали ресурсо- и энергоемкие отрасли и технологии, сырьевая ориентации экспорта и чрезмерная концентрация производства. В результате этого в промышленных регионах сформировалась такая структура управления, которая в целом является неэффективной и экологически опасной.

Август и осень будут горячие, но Украина победит

Недавно Минприроды обнародовало новый перечень основных предприятий-загрязнителей окружающей среды в 2016 году. В числе лидеров по выбросам загрязняющих веществ — ЧАО "ММК им. Ильича" — объем выбросов более 178 тыс. тонн и ЧАО "МК "Азовсталь" — более 78 тыс. тонн. С учетом выбросов нескольких ТЭС и металлургических предприятий, находящихся по соседству, общее количество вредных веществ превысило 500 тыс. тонн.  

Если условно распределить все это количество опасных веществ, выброшенных в атмосферу, по территории Мариуполя, то получим токсичный слой толщиной более полуметра. Причем, большинство предприятий в прошлом году не уменьшили, а увеличили количество выбросов.

Не лучше ситуация со сбросами загрязненных сточных вод в водные объекты. Этот список возглавляет ЧАО "Меткомбинат "Азовсталь". По образованию отходов комбинат тоже в десятке лидеров.  

Отравленные воздух и вода медленно и верно убивают жителей Мариуполя. В структуре смертности на первом месте стоит рак легких -19,03%. По данным городского управления здравоохранения, в сравнении с областью показатель онкозаболеваемости населения выше на 35,9 %. За последние пять лет он вырос с 345,0 до 370,7 случаев на 100 тыс. населения. Лидирует Мариуполь и по количеству детских заболеваний. Показатель заболеваемости детей на 20,5% выше, чем по Донецкой области. Из 10 тысяч болеют 9 696 человек — то есть почти каждый мариупольский ребенок страдает заболеваниями органов дыхания!

Медики и экологи делают однозначный вывод: между уровнем загрязнения воздуха и смертностью — прямая зависимость. Поэтому, я считаю, что сегодня нашим главным заданием является поиск путей улучшения экологической ситуации в городе и прилегающих районах, а также других техногенно загруженных регионах Украины.

Ой, да бросьте. Какая ещё Украина?

Украина, как государство, имеет важный экономический инструмент экологической политики — "загрязнитель платит". Согласно этому принципу, расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению выбросов, покрываются загрязнителем. Те страны, где следуют этому принципу, в значительной степени преодолели проблемы, о которых мы сейчас говорим.

Именно для успешной его реализации, а также для улучшения доступа общественности к информации, в рамках Пятой министерской конференции "Окружающая среда для Европы", состоявшейся в Киеве 21-23 мая 2003 года, был принят Протокол регистров выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ). 3 февраля прошлого года Верховная Рада ратифицировала Протокол и он стал законом Украины.

Согласно Протоколу, Украина должна создать и вести единую унифицированную электронную систему доступа к информации о разрешениях, отчетах, материалах проверок в сфере окружающей среды, доступ к которой будут иметь, в частности, общественность и органы власти.

Создание и внедрение РВПЗ, адаптированного к национальным потребностям, поможет соответствующим органам власти отслеживать образование, выбросы опасных веществ и загрязнителей во времени и пространстве, предупредить загрязнения и снизить нагрузку при проведении мониторинга и других контрольно-надзорных мероприятий.

Безвиз в Европу: Украина, добро пожаловать!

Что дает внедрение РВПЗ производственникам?

Нужно понимать, что регистры выбросов и переноса загрязнителей могут обеспечить промышленности ощутимые выгоды. Прежде всего, благодаря сокращению расходов за счет совершенствования системы управления отходами. Снижение выбросов – это прямой путь к экономии на налогах за загрязнение природы и удешевлению себестоимости продукции. Это доступ к новейшим технологиям и международным финансовым ресурсам, это инвестиционная привлекательность и повышение конкурентоспособности на мировых рынках.

В любом случае, это лучше, чем штрафные санкции, ограничение доступа к европейским рынкам и имиджевые потери, которые влечет за собой игнорирование требований Протокола.

Нужен ли этот Протокол жителям промышленных регионов? Вне всяких сомнений! Стоит отметить, что регистры выбросов и переноса загрязнителей создают мощный механизм для повышения подотчетности корпораций, сокращения загрязнения и содействия устойчивому развитию громады. Их внедрение поможет уменьшить нагрузку на окружающую среду и снизит затраты людей на лечение болезней, связанных с ее влиянием.

Украина и Россия: два пророчества

Кроме того, путем создания доступных для общественности систем экологической информации, мы создаем механизм, способствующий реализации права каждого человека нынешнего и грядущих поколений жить

в благоприятной для его здоровья и благосостояния окружающей среде. РВПЗ позволит заручиться широкой общественной поддержкой в реализации местных и государственных экологических программ.

И, наконец, внедрение Протокола будет способствовать выполнению Украиной Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), повышению международного авторитета Украины, привлечению Украины к выполнению международных природоохранных проектов и дальнейшему развитию взаимопонимания и добрососедских отношений между Украиной и государствами-членами Европейского Союза.

Создание национальной системы РВПЗ должно стать основанием для Стратегии устойчивого развития "Украина — 2020", разработанной на основе 17 глобальных Целей устойчивого развития на период до 2030 года, и Обновленной стратегии устойчивого развития ЕС. Убежден, что вместе с местными органами власти, предприятиями и общественностью мы найдем инструменты для ее реализации.