Повышение тарифов "Укрзалізниці": названы главные подводные камни

«Укрзалізниця» пытается повысить тарифы путем отмены тарифного регулирования вагонной составляющей, не объясняя, куда будут направлены средства. Это может привести к проблемам с грузовладельцами и другим бизнесом.

Такое мнение выразил главный редакторо портала Центр транспортных стратегий Владислав Решетняк в своем блоге.

«В последние годы поступления от повышения тарифов попросту «проедались», при хроническом недофинансировании капитальных инвестиций. Так, из полученных в 2015г от повышения тарифов 7,3млрд гривен, только 1,6 млрд гривен было направлено на обновление и ремонт инфраструктуры, остальные 5,7 млрд.грн — на текущие расходы (увеличение зарплат, электроэнергия, обслуживание долгов). В 2016г история с недостаточными капитальными инвестициями вновь», — отметил он.

Решетняк добавил, что при этом ни представителям бизнеса, ни отраслевым экспертам непонятно, куда пошли деньги, полученные от повышения тарифов (3,8 млрд.грн).

Ярослав Дубневич: «Укрзалізниця» с 1 января рискует столкнутся с новыми проблемами

«Результат такой финансовой политики налицо – старение и сокращение вагонного парка, старение и острый дефицит тяги, что приводит к падению операционных показателей, соответственно финансовым потерям как УЗ, так и ее клиентов», — пишет он.

Решетняк отметил, что принятие нового постановления об отмене тарифного регулирования вагонной составляющей, проект которого был недавно обнародован, направлено, в первую очередь, на повышение доходов УЗ и вновь за чужой  счет.

«Проект приказа «Об утверждении Изменений к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги» предусматривает рыночные ставки за использование собственного вагона ПАО «Укрзализныця», предоставленного для перевозки груза в пределах Украины. Иными словами, если и раньше плата за вагон устанавливалась сборником тарифов, то сейчас чиновники УЗ смогут сами устанавливать размер платы за вагоны ПАО УЗ», — сообщил Решеняк.

При этом он добавил, что настораживает тот факт, что в проекте приказа, никак не определяются референтные источники для оценки правомерности уровня тарифной ставки — есть ссылка только на статьи 4 и 11 Закона Украины «О ценах и ценообразовании», в которых говорится: «Свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон на все товары, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен».

«Должен быть уволен»: Омелян разгромил работу Балчуна в «Укрзалізниці»

То есть тарифная ставка может быть как значительно выше рыночной, так и значительно ниже, в зависимости от согласованных условий, что закладывает большие риски возникновения недобросовестной конкуренции, и как следствие предвзятости при распределении вагонов, а также коррупции.

«Для начала нужно запустить в работу автоматизированную систему распределения порожних грузовых вагонов, которая должна снизить влияние человеческого фактора, а также поможет устранить коррупционную составляющую, о которой говорят игроки рынка», — пишет Решетняк.

Он подчеркнул, что речь идет и о том, что у УЗ нет организационно и финансового выделенного оператора подвижного состава, а значит финансирование программ по расширению/содержанию вагонного парка происходит за счет инфраструктурной составляющей тарифа. В последствии, это приведет к дискриминации как грузовладельцев, так и других операторов, которые не имеют такой инструмент финансирования своих затрат.